ПРАВИЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЁНКА.
Движение — это жизнь! Фраза довольно крылатая. Но я бы внесла пару акцентов в это высказывание: правильное движение — это гармоничная жизнь ребенка. Развитие, обучение, воспитание и оздоровление вашего малыша привязаны к телу, движению, двигательно-игровой деятельности. Игровая, а главное, достаточная и разнообразная двигательная активность ребенка акцентирует внимание на его сенсорном обогащении (сенсорной интеграции) на основе моторных нейронов как базового раздражителя нейронных структур спинного и головного мозга. И это ничто иное, как двигательный интеллект, т. е. способность использовать свое тело или части тела для того, чтобы создать что-либо, а также способность принимать информацию через ощущения тела.
Сейчас предлагаю набраться терпения, так как придется затронуть вопрос физиологии этого двигательного феномена. Тайна кроется в триединстве блоков мозга человека: СОМО (обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования), НЕЙРО (получение, переработка и хранение информации, поступающей из внешнего мира), ПСИХО (программирование, регуляция и контроль психической деятельности). Малейший сбой в работе одного из трех «китов» приводит к нарушению гармоничной работы всей системы. Как наладить или запустить работу этого сложного механизма? Догадались… конечно же, движением! В помощь вам, друзья, физическая культура с различной векторностью. Именно физическая культура! К слову о спорте, по моему мнению, он подходит далеко не каждому, а учитывая, что 90% современных детей имеют особенности психо-физического развития (даже нейротипичные дети, как показывает практика, отстают в сенсомоторном развитии), далеко не всем. Сегодня на пике популярности сенсорная интеграция, которую предлагают центры развития, студии и т. д. Но мне хотелось бы остановить ваше внимание на адаптивной физической культуре (АФК). Что это такое и для чего она нужна ребенку? Для начала внесём ясность в понимание различия между адаптивной и лечебной физкультурой.
Лечебная физкультура красноречиво говорит о медицинском воздействии (лечении, реабилитации) с помощью физического воспитания.
Адаптивная физкультура — это некий комплекс мер физкультурно-оздоровительного характера и социализации ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Бытует стереотип, что АФК — не что иное, как средство исправления осанки, плоскостопия и т. д. Читая эти строки, вы, вероятней всего, утвердительно киваете головой. Отчасти это так, но скорее применительно к нейротипичным детям. У особенного ребёнка, независимо от нарушения, задача коррекции сколиоза, кифоза, «падающей походки», плоскостопия и т. д. вторична. Что же первично? Отвечу, социализация через движение.
Правильная физкультура, точнее сказать, правильная адаптивная физическая культура — это некий синтез воздействий на психомоторное (двигательное, познавательное, эмоциональное) и сенсорное развитие ребенка. При этом она обязательно должна строится на тотальном игровом методе, сюжетности и образности упражнений. Именно этим будет обеспечиваться постоянное «игровое поле», которое является наиболее желательным при работе с детьми дошкольного возраста, а также с особенными детьми.
Играя, ребенок выполняет требуемую физическую нагрузку, чем и достигается тренировочный эффект от коррекционных упражнений, а также решаются вопросы социализации маленького человека.
Пусть ваш ребенок правильно двигается, развивается, оздоравливается, играет!
Олеся Васильевна Бондаренко,
Театр здоровья
специалист по адаптивной физической культуре.
г. Аксай Ростовской области.