Программа тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и ментальными нарушениями
Тьютор
Алексеева Юлия Андреевна
г. Москва

Обо мне
Меня зовут Алексеева Юлия, я родитель с тьюторскими компетенциями и магистр отделения тьюторства и педагогического фриланса ПГНИУ.
Хочу представить вам моего тьюторанта. Это Лиза, ей 10 лет, ребенок с ОВЗ и инвалидностью.
В 2023 г. окончила 1 класс коррекционной школы по программе 7.2, переведена во 2 класс. В настоящее время обучается в общеобразовательной школе по программе 9.1. Окончила второй класс, комиссией ППК рекомендована пролонгация 2 класса на 2024-2025 учебный год.
С рождения дочери и до примерно 5 лет (пока она не пошла в детский сад), я даже не слышала слово тьютор в своей жизни. Но, как оказалось, все эти годы выполняла и продолжаю выполнять тьюторское сопровождение своего ребенка.
Девочка развивалась и развивается с ЗПРР, регулярно проходит плановые медицинские диагностики и осмотры, а так же контроль динамики узких специалистов (нейропсихолога/психолога, дефектолога, логопеда).
Получая обратную связь от всех специалистов (медицинских и не медицинских), я все эти годы выстраивала т. н. индивидуальный образовательный развивающий и поддерживающий здоровье маршрут своему ребенку:
А именно:
1- работала со средой — в разном возрасте это разное, но в целом это:
— использование увлажнителя, проветривание и др. меры для бытового комфорта;
— (для отработки баланса, элементов сенсОрной интеграции, межполушарного взаимодействия и взаимодействия глаз-рука) — использование ортопедических ковриков, кочек и подушек-балансиров, фитбола, дорожки-бардюра, баскетбольного кольца, скалодрома, гамака и качели;
— для обеспечения спокойной рабочей зоны за столом — светлый фон стола, минимум предметов на столе и на стене перед глазами (для снижения визуального шума), и использование дополнительного освещения рабочей зоны (настольная лампа + 2 торшера справа и слева от стола);
— разлиновывание листов для отработки навыков письма элементов букв, букв и слов — листы с шириной линейки сначала 1,5 см, а затем 1 см, только после этого написание в прописи;
— использование тетрадей Мазиной для письма и тетрадей в крупную клетку.
Помимо работы со средой я
2- индивидуализировала образовательный и поддерживающий здоровье процесс, учитывая дефициты и интересы ребенка:
— музыкальные занятия — где реализуется логоритмика, звуко-буквенный анализ, вокализация, формирование воздушной струи, отбивание ритма и социализация в группе;
— для социализации — групповые занятия с психологом и театральная студия;
— бассейн -как щадящая физ. нагрузка (есть много противопоказаний от ортопеда к обычной физ. нагрузке), без погружения головы в воду, учитывая ограничения сурдолога;
— в разное время разное — это иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия;
— для тренировки мелкой моторики — посещение мастер-классов (лепка, поделки из цветной бумаги, рисование), вязание руками из больших пЕтель;
— для общения мам и детей — периодические встречи и прогулки с др. девочками с таким же основным диагнозом;
— перевела ребенка на надомное обучение, по факту, приводя ее в школу на индивидуальные уроки с учителем (письмо, чтение, математика), занятия с логопедом, психологом, дефектологом проводятся индивидуально и в минигруппах; такие уроки как окружающий мир, труд и рисование — мой тьюторант посещает вместе с классом;
— организовала вне школы занятий с логопедом, дефектологом, нейропсихологом (в ГППЦ, и социальном центре досуга детей с ОВЗ);
— составила на год график плановых мед. осмотров, анализов, реабилитаций (как в городе так и выездных).
Кроме работы со средой и индивидуализацией, я
— 3- учитывала возможности моего ребенка-тьюторанта (физические, эмоциональные, интеллектуальные):
С учетом этого применяла
— сокращение рабочего времени;
— переключение с одного вида деятельности на другое;
— исключение громкой и шумной «анимации» во время занятия, но в то же время используя элементы игры;
— учитывая медицинские ограничения и противопоказания, выбирала адекватную адаптивную физ.нагрузку.
Т.о., сама того не зная, я использовала со своим ребенком элементы тьюторского сопровождения на социально-бытовом, медицинском, развивающем и образовательном уровнях.
Теперь, получая тьюторское образование, читая чаты специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и погружаясь в эту среду, я беру для себя и своего тьюторанта вектор роста и развития.
Благодаря моей дочери, я могу называть себя родитель-тьютор!

Основными принципами тьюторского сопровождения являются:
— принцип субъектности (признание тьютором тьюторанта как отдельную личность, которой нужно содействовать в развитии способностей и оказывать помощь в осознании собственного «Я»);
— принцип мобильности (быстрая перестройка и непрерывное обновление содержания обучения с учетом новых требований, актуального состояния ребенка и др.);
— принцип непрерывности (непрерывный поиск новых знаний, преемственность обучения);
— принцип индивидуализации (учет индивидуальных и возрастных особенностей детей с ОВЗ)
В ходе своей деятельности тьютор может выполнять следующие роли:
– наставника (помощь обучающемуся в организации его учебной и профессиональной деятельности);
— воспитателя (помощь как в содержательных, так и в психологических аспектах работы обучающегося);
— консультанта (помощь в выяснении неясных вопросов, уточнение возможных путей, чтобы сам обучающийся мог решить обозначенную им проблему).
Функции тьютора в работе с ребенком с ОВЗ:
— сопровождение ребенка на протяжении всего учебного дня;
— помощь в социализации и включению в образовательный процесс;
— ведение дневника наблюдений за ребенком;
— помощь педагогам и специалистами (учителю, логопеду, дефектологу, психологу) в работе с ребенком.
Тьютор параллельно выполняет несколько форм деятельности: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Рассмотрим каждую из форм подробнее:
— мотивационная форма подразумевает изучение уровня мотивации детей с ОВЗ к развитию познавательного интереса и желания развиваться и достигать целей, поставленных в рамках индивидуальной образовательной программы;
— коммуникативная форма предполагает обратную связь в рамках продуктивного общения с детской группой, в которой находится тьюторант;
— рефлексивная деятельность обеспечивает понимание в группе, поиск конструктивных решений проблем, связанных с обучением и воспитанием учащегося, помощь в осознании тьюторантом собственных действий и действий участников детской группы.
Основные аспекты тьюторского сопровождения детей с ОВЗ:
1. Началом сопровождения ребенка с ОВЗ является сбор информации о ребенке, анализ полученной информации, где тьютор осуществляет знакомство с анамнезом тьюторанта, его медицинской, психолого-педагогической документацией, заключением ПМПК. При необходимости целесообразно осуществить беседу с родителями (законными представителями), предполагаемого тьюторанта, чтобы получить от них важную информацию о ребенке — его поведении, интересах, а также ожидании родителей о тьюторском сопровождении.
2. Далее, получив необходимые сведения о ребенке с ОВЗ, осуществляется непосредственное знакомство с тьюторантом с целью установления прочного контакта, что важно для дальнейшей реализации тьюторского сопровождения. При необходимости тьютор проводит дополнительную диагностику ребенка с ОВЗ, если какой-то информации недостаточно.
3. Тьютор знакомит ребенка с ОВЗ с образовательной организацией — помещением, рабочим местом и местами общего пользования (санузел, гардероб, столовая и др.). Уже после тьютор знакомит тьюторанта с педагогами и другими детьми, с которыми в последствии ему необходимо находиться в тесном взаимодействии.
4. Далее осуществляется постановка задач, которые учитывают потенциальные возможности тьюторанта, определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию, что послужит основой для разработки индивидуального маршрута сопровождения (ИМС), на базе адаптированной общеобразовательной программы (АООП).
5. Непосредственное осуществление тьюторского сопровождения, решение поставленных задач. При необходимости в процессе реализации тьюторского сопровождения вносятся корректировки в ИМС с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного и воспитательного процессов.
6. Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ. Отслеживание динамики тьюторанта, взаимодействие с другими педагогами образовательной организации по данному вопросу. При необходимости тьютор направляет родителей (законных представителей) на консультацию к другим специалистам.
7. Выход тьютора из сопровождения тьюторанта после достижения поставленных цели и задач, либо при переходе ребенка на следующую ступень образования (например, из дошкольного учреждения в начальную школу).
Специфические приемы тьюторского сопровождения:
— создание адаптивной среды для ребенка с ОВЗ;
— помощь в развитии его коммуникативной деятельности со сверстниками;
— использование приемов щадящего аудиального и визуального взаимодействия (тихая, спокойная интонация, избегание прямого взгляда, исключение громкой и шумной «анимации» во время занятия, но в то же время используя элементы игры и др.);
— сокращение времени выполнения учебных заданий (с целью предупреждения утомления и перевозбуждения нервной системы);
— сопровождение ребенка на уроках и занятиях;
— комплексный подход и корректировка взаимодействия со специалистами (прежде всего, психологом, дефектологом, логопедом);
— взаимодействие с родителями на протяжении всего периода обучения и реализации тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение осуществляется поэтапно
Первый этап — предварительный. На этом этапе подтверждается необходимость сопровождения ребенка с ОВЗ тьютором на основе заключения ПМПК, также осуществляется анализ медицинской, педагогической документации, сбор анамнеза, беседа с педагогами, которые работают с ребенком, которому необходимо тьюторское сопровождение. Если требуется дополнительная информация о ребенка, то тьютор может провести дополнительное обследование.
Второй этап — установление контакта — непосредственное знакомство тьютора и тьюторантом (ребенком с ОВЗ, который нуждается в тьюторском сопровождении). Очень важно установить контакт с ребенком. От этого зависит эффективность тьюторского сопровождения и, в целом, динамика развития, воспитания и обучения тьюторанта. В процессе беседы или дополнительного обследования тьютор изучает потребности ребенка, а также его актуальные возможности, поведенческие реакции, интересы.
Третий этап адаптации — непосредственное вхождение ребенка с ОВЗ в детскую группу в новых условиях. На данном этапе ведется непрерывная работа с ребенком с ОВЗ, направленная на облегчение процесс адаптации ребенка и его вхождение в новые условия — это необходимо для привыкания ребенка к новым условиям (помещению, режиму дня, режимным моментам, детскому коллективу, педагогам и индивидуальной образовательной программе).
Следовательно, тьютор должен помочь тьюторанту найти общий язык с другими членами детского коллектива, а также создать благоприятные условия для межличностного взаимодействия в детской группе, чтобы облегчить процесс адаптации ребенка с ОВЗ. Это обусловлено тем, что детям важно (как нормотипичным, так и детям с ОВЗ), чтобы их принимали в коллективе и относились также, как и к другим сверстникам, не считая их особенным или не похожим на других.
В процессе тьюторского сопровождения по необходимости тьютором координируется взаимодействие ребенка с ОВЗ со специалистами образовательной организации — дефектологом, логопедом, психологом и медицинским работником.
Четвертый этап — основная часть, т. е. непосредственное сопровождение тьютором тьюторанта (ребенка с ОВЗ), на котором осуществляется углубление социализации и коррекционно-развивающей работы, поддержка мотивации, активизация познавательной активности. На протяжении всего коррекционно-образовательного процесса тьютор оказывает помощь тьюторанту. Однако, нельзя допускать, чтобы поддержка тьютором тьюторанта трансформировалась в гиперопеку, так как в приоритете стоит — побуждение тьюторанта к самостоятельной деятельности.
Пятый этап — завершающий этап тьюторского сопровождения. На данном этапе тьютором осуществляется анализ динамики обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, а также уровень его самостоятельности.

Тьюторское сопровождение детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу
В современной школе, когда инклюзивность образования встречается все чаще, появляются ресурсные и коррекционные классы, тема комфортной мягкой адаптации детей с ментальными нарушениями в школьную среду как никогда актуальна.
Актуален индивидуальный подход, так как каждый ребенок с ментальными нарушениями в школьной среде должен освоить новые требования и привыкнуть к новым правилам, нарушается привычное для ребенка расписание, и появляются новые контакты (педагоги, одноклассники).
Наше исследование направлено на выявление ключевых моментов адаптационного периода для детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу и поиск способов, позволяющих оптимизировать данный процесс и сделать его более мягким и комфортным.
Объектом исследования является тьюторское сопровождение детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу.
Предметом исследования является организационные особенности тьюторского сопровождения детей с ментальными нарушениями 6-8 лет на этапе перехода из детского сада в начальную школу.
Целью данного исследования является выявление особенностей тьюторского сопровождения детей с ментальными нарушениями в возрасте 6-8 лет при переходе из детского сада в начальную школу.
Были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к организации тьюторского сопровождения детей с ментальными нарушениями.
2. Охарактеризовать ключевые проблемы детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу.
3. Разработать и апробировать модель тьюторского сопровождения детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: — теоретические: контент-анализ нормативных источников литературы; -эмпирические: анкетирование, наблюдение, — метод математического анализа данных и статистики: методы обработки экспериментальных данных (в %).
База исследования: Выборка состояла из 20 детей с ментальными нарушениями в возрасте от 6 до 8 лет, находящихся на этапе перехода из детского сада в начальную школу и выпускники детского сада «Абажайка» для детей с ментальными нарушениями.
В процессе исследования мы приняли участие в Федеральном конкурсе «Тьютор в инклюзии 2024», где презентовали материалы о важности совместной командной работы тьютора с родителями. Был Создан телеграмм канал для родителей детей с особенностями развития t.me/ovz_deti
2. Ключевыми проблемами детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу являются: когнитивные проблемы (сложности восприятия новой информации и недостаток аналитических навыков), эмоциональные проблемы (тревожность и стресс, проблемы с самооценкой), социальные проблемы (сложность в общении, изоляция и буллинг), поведенческие проблемы (импульсивность, агрессия, гиперактивность), физиологические проблемы (нарушения сенсорно-моторного характера), учебные проблемы (трудности с организацией учебного процесса), бытовые проблемы (недостаток навыков самообслуживания, трудности с личной гигиеной и с независимостью в быту, организационные навыки).
3. Модель тьюторского сопровождения детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу включает в себя следующие компоненты: целевой (определены цели и задачи, выбраны методы и технологии), диагностический (уровня развития ребенка, его социальные и адаптационные навыки), организационно — методический (в том числе консультация родителей, индивидуальная и групповая работа), деятельностный (адаптированные занятия, интеграция с другими детьми, получение обратной связи), результативно-аналитический (мониторинг результатов апробации, корректировка программы тьюторского сопровождения).
На констатирующем этапа нами было нами проведено эмпирическое исследование, по результатам которого у родителей детей с ментальными нарушениями в возрасте 6-9 лет выявилась потребность в тьюторском сопровождении детей и разработке модели тьюторского сопровождения детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу. В исследовании приняли участие 20 детей с ментальными нарушениями (возраст 6-8 лет), их родители, воспитатели детских садов и педагоги начальной школы. В ходе наблюдений было зафиксировано, что тьюторы активно способствовали развитию социальных навыков у детей, например, организуя игры и совместные активности.
Через 2 месяца после внедрения тьюторского сопровождения 60% детей показали заметное улучшение в социализации и учебной активности, позитивные изменения были отмечены родителями и педагогами в отношении эмоционального состояния детей.По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы: для прохождения успешной адаптации детям с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу важно не только развивать основные навыки, но и создавать поддерживающую среду как на базе школы, так и дома; работать необходимо в сотрудничестве с тьюторами, педагогами, психологами и родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе собранных статистических данных по результатам апробации модели тьюторского сопровождения детей с ментальными нарушениями в возрасте 6-8 лет на этапе перехода из детского сада в начальную школу были выявлены ключевые моменты адаптационного периода, которые оказывают влияние на процесс адаптации детей при переходе из детского сада в школу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования, разработанной и апробированный модели тьюторского сопровождения адаптации детей с ментальными нарушениями на этапе перехода из детского сада в начальную школу для детей других нозологий (ЗПРР, ДЦП и др.) для их комфортной интеграции в школьный учебный процесс. Она может быть адаптирована в зависимости от конкретных условий и потребностей детей, а также от ресурсов образовательной организации.
Таким образом, результаты исследования подчеркивают высокую значимость тьюторского сопровождения в процессе перехода детей с ментальными нарушениями из детского сада в начальную школу, а также необходимость дальнейшей работы над развитием и улучшением методов, направленных на поддержку данной категорий детей.
Исследование и апробацию проводила Тьютор Чуракова О.Г.